Карта сайта

Евгений Пущик © 2009 г.

УКРАИНСКИМ СПИРТЗАВОДАМ ОСТАЛОСЬ ТРИ ГОДА

В конце марта госконцерн «Укрспирт» сообщил о распределении спиртзаводов по направлениям деятельности. В частности, было определено, что выпуском биоэтанола и биотоплива будут заниматься восемь спиртзаводов общей мощностью 12940,0 тыс. дал. в год (1тонна = 125 дал.), а спирта-сырца для биоэтанола — 14 заводов мощностью 10347,0 тыс. дал. На сегодняшний день мощности по производству биоэтанола установлены на 5 заводах. Уже проведено переоснащение Хоростковского (20 тыс. дал/сутки), Коростышевского – (10 тыс. дал/сутки), Ивашковского, Наумовского и Трилисского (по 6 тыс. дал/с) спиртзаводов. Оборудование на указанных 5 заводах, как утверждают в «Укрспирте» уже смонтировано, ведутся пуско-наладочные работы, параллельно ведется подготовка к приемке объектов ГАСКом - государственной комиссией. Примечателен и тот факт, что украинские предприятия уже сейчас стремятся поприсутствовать на внешних рынках. «Сейчас мы принимаем участие в тендере румынской компании Rompetrol. Кроме того, мы имеем рамочный контракт с крупной польской фирмой на поставку биоэтанола. Их устраивает наша цена и качество», - сообщили «k:» в пресс-службе «Укрспирта».

Несмотря на амбициозные планы украинских спиртзаводов, внутреннего рынка для реализации их продукции попросту нет, как и девять лет назад, когда впервые на государственном уровне было заявлено о программе «Этанол». Правда, в начале 2000-х годов заводами «Укрспирта» производилось в год около 20 000 тонн ВКД (высокооктановая кислородсодержащая добавка), для производства смесевых бензинов. Однако на практике спирт уходил для производства «левой водки», что надолго  дискредитировало в Украине идею применения биоэтанола при производстве бензинов. До сих пор законодательная база, необходимая для полноценного массового разворачивания производства биотоплива, так и не сформирована. При этом по-прежнему существует достаточно сильное нефтяное лобби, которое сопротивляется введению нормы об обязательности использования биоэтанола в бензинах. Правда, пока что и со стороны спиртовых лоббистов не было отмечено эффективных структур, которые бы системно развивали и координировали рынок биотоплива. Пока в Украине разворачивается очередной этап борьбы за право существования смесевых бензинов, на глобальном рынке происходят процессы, которые способны оказать непосредственное влияние на отечественных производителях этанола.

Спиртовая и нефтяная мафии сливаются

В США начался процесс поглощения нефтяными компаниями производителей топливного этанола. Одна из крупнейших независимых нефтеперерабатывающих компаний - Valero Energy Co, объявила о покупке семи заводов компании VeraSun Energy (США). Эта сделка в $477 млн – фактически первая для традиционных нефтяных компаний инвестиция в биотопливную промышленность. Мотивация, которой руководствовался владелец 15 американских НПЗ (суммарная мощность переработки 3,105 млн. барр. нефти в день - около 10% всего объема переработки в США) является для рынка беспрецедентной. В последние годы, нефтяные компании традиционно выступали против политики Конгресса США, направленной на увеличение доли этанолов в бензиновых смесях. Покупка одного из бывших противников биотопливного ренессанса второго по величине национального производителя этанола (1,141 млрд. галлонов этанола в год, (1 галлон = 3.785 литра) свидетельствует о грядущей революции в развитии этанольной промышленности в США.

Во-первых, стало очевидно, что традиционные противоречия между основными конкурентами за прибыль на рынке моторных топлив – нефтяными компаниями и производителями биологических топлив, разрешатся просто. Нефтяные гиганты будут брать под свой контроль рынок биотоплива, в первую очередь производство. В условиях падения потребления бензина и снижения цен на него нефтепереработчики получили больший стимул в использовании этанола. Теперь уже производители этанола США - а это 169 заводов - оказывают давление на Администрацию США, с целью увеличения уровня этанола в качестве добавки в большинстве смесей бензина с 10 % до 15 %. Во-вторых, нефтепереработчики продемонстрировали на практике политическую лояльность новому энергетическому курсу, заявленному Президентом США Бараком Обамой. В 2008 г. США сжигали в сутки 19,8 млн барр., что равно потреблению стран ЕС и Канады вместе взятых. Энергетическая цель нового президента США — сократить за 10 лет потребление нефти на 4 млн. барр. в день, в том числе за счет увеличения потребления этанола. Среди прочего, план Обамы предусматривает $150 млрд инвестиций в предприятия, производящие экологическое топливо.

По результатам 2008 года, согласно информации RFA, американское производство этанола вышло на уровень 9 млрд. галлонов (27 млн. тонн). А на 2010 запланирован рост до 12 млрд. галлонов, что закрепит американскую этанольную промышленность на первом месте в мире. При этом лидерство будет сохраняться также по темпам и объемам импорта, который вырос с 435,2 млн. галлонов до 600 млн. галлонов (1.82 млн. тонн) в 2007-2008 годах. 45% всего этанола  было ввезено из Бразилии. Даже при нынешней ввозной пошлине на импортный этанол – $0,54/ галлон ($0,14/ литр) – бразильский этанол (при себестоимости производства $0,19/литр) остается конкурентоспособным.

Изменения на рынке США аукнуться и производителям в других регионах.  Так,  в 2008 году  США импортировали только - 6,7%  от потребляемого топливного этанола,  в тоже время, как Европа- 67.8%, из которых – 1,2 млн. тонн поставляется  с Бразилии. Президент Бразилии Инасиу Лула да Сильва, во время встречи в марте 2009 г. с президентом США обсуждал вопрос снижения ввозной пошлины на бразильский этанол. В случае сокращения поставок бразильского этанола в Европу дефицит биоэтанола в странах Европейского Союза, где работает около 50 специализированных заводов, будет еще более ощутим. Ежегодное потребление бензина в странах ЕС на протяжении последних 3 лет держится на уровне 112 -115 млн. тонн, в тоже время потребление этанола при производстве бензинов составляло в 2008 году около 3,76 млн. тонн.

Сокращение поставок бразильского этанола в Европу может поставить под угрозу выполнения, так называемого плана ЕС «20-20-20». ЕС не в состоянии обеспечить себя необходимым количеством этого вида топлива и при этом ведет жесткую протекционистскую политику в отношении собственных производителей. Сейчас в ЕС строиться 20  заводов, но этого будет не достаточно, что бы обеспечить выполнение директив ЕС по биотопливу. Бороться за европейский рынок Украине необходимо уже сегодня, поскольку ряд африканских стран (Нигерия, Ангола, Зимбабве и др.) начали строить спиртзаводы, а, учитывая  дешевизну сырья (кассавы), себестоимость африканского этанола будет около $0,39 за литр и конкуренция будет жесткой. Анализ перспективы  развития европейского рынка топливного этанола и последние мировые тенденции показывают об экономической выгоде для Украины, как аграрной страны, предложить ЕС программу строительства заводов на берегу Средиземного моря, например, по схеме «украинское зерно в обмен на африканскую кассаву».

Очередная попытка

Техническая готовность украинских спиртзаводов производить биоэтанол и биотопливо можно расценивать как заявку на успех, для полноценной реализации которой надо выполнить массу условий. Приоритеты владельцев украинских НПЗ всегда были далеки от использования биоэтанола или ЕТВЕ (этил-трет-бутилый эфир) при производстве бензинов. Что вполне логично, если вспомнить хотя бы о том, что повышение качества ключевых марок нефтепродуктов стало их основной заботой исключительно в результате давления обстоятельств: после того, как пару лет назад были сняты все заградительные барьеры для импорта. В результате на сегодняшний день из-за отсутствия законодательной базы и реального потребителя биоэтанол в Украине не производится. Последняя неудачная попытка создать законодательные условия для развития рынка пришлись на февраль 2009 года. Одним из отрицательных факторов, на котором акцентируют внимание НПЗ, является технический нюанс - вопрос не стабильности углеродно-спиртовой смеси. А второй фактор -  стоимость добавок. Согласно расчетам экспертов, сегодняшняя цена литра украинского биоэтанола составляет около $0,55, бразильского – $0,373, американского – $0,415, а цена литра этанола в Роттердаме (после оплаты налогов) – $0,6. Поэтому главный вопрос для спиртовиков – это понижение себестоимости производства этанола.

Ожидать всплеска интереса иностранного и отечественного капитала к специализированным украинским спиртзаводам, способным производить биоэтанол, можно лишь со сдержанным оптимизмом. Хотя бы потому, что украинские спиртовые заводы – 100% государственная собственность, которая не может быть отчуждена, передана в залог, внесена в качестве уставного фонда и т.д. Условия, на которых привлекается инвестор – это договор о совместной хозяйственной деятельности, согласно которому имущество завода остается государственным, а инвестор получает часть прав по использованию имущества в рамках действующего законодательства. Единственной компанией, с которой «Укрспирт» смог договориться на таких условиях стала «Техинсервис».

Процесс поглощения нефтяными компаниями «спиртовиков», запущенный в США, через два-три года будет происходить на рынках Европы и Азии. Этот срок можно считать испытательным для очередного государственного «этанольного» проекта в нашей стране. Если за это время в Украине не будет сформирован внутренний рынок и современная производственная база (что является основой для производства конкурентоспосбного продукта), то наши заводы не будут интересны даже как потенциальные мишени для покупки гигантами отрасли.

Справка: Суммарная мощность восьми украинских спиртзаводов, которые планируют выпускать около 100 000 тонн биоэтанола в год – практически сопоставима с производительностью одного американского завода в городе Хопкинсвилл, штата Кентукки.

Сейчас на Лохвицком спиртовом комбинате производится биотопливо (не путать с биоэтанолом) на основе КМПА (компонент моторного топлива альтернативный). Мощность производства - 80 тонн/сутки. На Лужанском экспериментальном заводе производится жидкость автомобильная универсальная «Гамаюн» (производственная мощность 30 тонн в сутки). Компания «Корон Агро», входящая в холдинг «Барышевская зерновая компания», начала в 2008 году строительство в г. Золотоноша (Черкасская обл) первого в Украине крупнейшего завода по производству биоэтанола стоимостью 110 млн евро.

Технологии производства высокооктановых бензинов

Счетчики и кнопки
Э-Хим.Нефтехимические технологии Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru ОПТИМА СЕРТ. Сертификационный Центр