НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРИСАДКИ К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ
Продукты сгорания моторныхтоплив – одни из основных загрязнителей воздушного бассейна. Мировоепотребление бензина в 2000 г. превысило 800 млн. тонн, а ежегодный прирост потреблениябензинов составляет 2-4%. По мере увеличения объема потребления топливвозрастает содержание в воздухе таких наиболее токсичных составляющихотработанных газов двигателей, как монооксид углерода, оксиды азота,несгоревшие углеводороды и соединения свинца. Важные структурные измененияпроизошли в автомобильном парке России: увеличилась доля легковых автомобилей вт.ч. зарубежного производства,требующих для эксплуатации высокооктановые бензины типа А92, Аи 95/98. Доляпроизводства этих бензинов в России требует существенной реконструкции НПЗ идальнейший рост доли высокооктановых бензинов возможен лишь при более активномвовлечении в состав бензина высокооктановых кислородсодержащих компонентов иантидетонационных присадок.
Cейчаспрочти все НПЗ России используют при производстве бензинов А95/98 – добавкиметилтретбутилового эфира (МТБЭ), фетэрола, а ряд заводов планирует вовлеченияэтанола и других спиртсодержащих смесей.
Кислородсодержащиесоединения обладают как антидетонационными, так и моющими свойствами ихприменение снижает эмиссию монооксида углерода, образование твердых (сажи) инесгоревших углеводородов, уменьшают расход топлива. Применение оксигенатовпозволяет так же снизить неравномерность распределения детонационной стойкостибензинов по фракциям, уменьшить склонность к нагарообразованию и значительноулучшить режим работы двигателя.
Использование кислородсодержащих компонентов в бензинахСША и ряда других стран является обязательным. Производство только МТБЭ в 2000г. достигло 23 млн. тонн/год. Однако в России производство МТБЭ и Фэтероласоставляет 0,2% от общего выпуска автомобильных бензинов (за 1997), что вдесять раз ниже, чем в странах Западной Европы. Т.О. производства экологическичистых бензинов только за счет использования дорогого и дефицитного МТБЭ вближайшее время сомнительно.
Длярешения этой проблемы нами разработаны составы многофункциональнойантидетонационной присадки, предназначенной для повышения октанового числаавтомобильных бензинов. Состав присадки оптимизируется для каждой конкретнойзадачи, а при максимальной концентрации наша присадка повышает октановое числона 25 ед.
Вкачестве сырья могут быть использованы прямогонные и газоконденсатные базовыебензины. На рис.1 показана эффективность присадки состава А по сравнению с МТБЭдля различных диапазонов ОЧ. Как видно из этих расчетов эффективность нашейприсадки вдвое превышает МТБЭ. Применение присадки не требует монтажаспециального дорогостоящего оборудования и дополнительной подготовкиобслуживающего персонала.
Концентрация присадки, %масс | Октановое число ОЧИ (исслед. метод) | ||
МТБЭ | МТБЭ | Предлагаемая добавка | |
0 | 70 | 76 | 66,3 |
5 | 72,5 | 78,1 | 72,4 |
10 | 75,6 | 80 | 78,2 |
15 | 78,1 | 82,3 | 84,3 |
20 | 80,5 | 84,5 | 89,9 |
Концентрация присадки, %масс | Увеличение ОЧИ на 1 % масс. добавки | ||
МТБЭ | МТБЭ | Предлагаемая добавка | |
5 | 0,5 | 0,42 | 1,22 |
10 | 0,62 | 0,38 | 1,16 |
15 | 0,5 | 0,46 | 1,22 |
20 | 0,48 | 0,44 | 1,12 |
Усредненное значение | 0,525 | 0,425 | 1,18 |
Концентрация присадки для увеличения ОЧИ бензина на 1 пункт, средняя | 1,90 | 2,35 | 0,85 |
Стоимость увеличения 1 пункта ОЧИ, руб/т, средняя (без учета изменения массы бензина) | 228 | 282 | 115 |
Цена МТБЭ, на декабрь 2000 г - 12000 руб/т
Цена предлагаемой добавки, на декабрь 2000 г - 13500 руб/т
*Примечане:данные по МТБЭ взяты из научно-технических публикаций