Карта сайта

Общезаводское хозяйство. Прием нефти и отгрузка товарной продукции.

Нефть, как правило, доставляется на нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводам с нефтяных промыслов Сибири, Волго-Уральского региона, республики Коми и других нефтепроизводящих районов. Общая протяженность нефтепроводов на территории б. СССР превышает 45 тысяч километров. Перечень основных магистральных нефтепроводов приведен в табл. 1.

 

Определенное количество сырья доставляется на НПЗ по железной дороге.  Нефть поступает на заводы маршрутами, состоящими из 60-72 цистерн. Протяженность и вес маршрута зависят от технического состояния железной дороги и характеристики сливных устройств на НПЗ. Для транспортировки нефти используются железнодорожные цистерны различных типов. Характеристика цистерн приведена в табл. 2.

 

Выгрузка нефти из цистерн производится на сливных эстакадах через нижнее сливное устройство цистерны. Протяженность железнодорожных маршрутов достигает 720 метров; поэтому на НПЗ сооружаются односторонние сливные эстакады длиной до 720 м или двусторонние – длиной до 360 м. По российским нормам продолжительность слива маршрута не должна превышать 2 час.

 

В зимнее время некоторые высоковязкие и парафинистые нефти могут поступать на НПЗ в застывшем виде. В России имеются железнодорожные цистерны с паровой рубашкой, однако, количество их ограничено и высоковязкие нефти поступают в обычных цистернах. Перед разгрузкой продукт в цистернах необходимо разогреть.  Для разогрева применяются различные системы, использующие пар. Продолжительность слива высоковязких нефтей в зимнее время разрешается увеличить до 3-4 часов.

 

Нефтепродукты отгружаются по продуктопроводам, железным и автомобильным дорогам, водным путям. Свыше 65% нефтепродуктов в России и странах б. СССР отправляется по железной дороге, около 17% - по продуктопроводам. Общая протяженность продуктопроводов в странах б. СССР составляет 15000 км. Перечень основных нефтепродуктопроводов приведен в табл. 3.

 

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны производится на товарных базах НПЗ, в состав которых входят товарные резервуарные парки, наливные насосные станции и наливные эстакады.

 

На большинстве НПЗ сооружены двусторонние наливные эстакады галерейного типа протяженностью до 360 метров. Налив нефтепродуктов производится через верхнее наливное устройство. Темные нефтепродукты (мазут, масла) наливаются через нижнее сливо-наливное устройство. На отдельных НПЗ сооружены автоматические наливные станции точечного типа. Характеристика цистерн, используемых для перевозки нефтепродуктов, приводится в табл. 2. Продолжительность налива нефтепродукта в цистерны не должна превышать 1,2 – 1,5 часа.

 

Морской транспорт используется для экспортных нужд. На территории России существует 2 крупных морских терминала для отгрузки нефтепродуктов – в Новороссийске и Туапсе и несколько мелких. Российские НПЗ отгружают нефтепродукты  также через терминалы в Вентспилсе (Латвия), Хамина (Финляндия) и др.

 

НПЗ, расположенные возле крупных рек – Волги, Камы, Иртыша – имеют терминалы для отгрузки нефтепродуктов в танкерах и баржах. Транспортировка по речным путям имеет сезонный характер, поскольку в зимнее время российские реки замерзают. Характеристика барж и танкеров приводится в табл. 4.

 

Таблица 1

 

                        Магистральные нефтепроводы на территории РФ и бывш. СССР

 

Направление

Диаметр, мм

Протяженность, км

Россия

Самотлор (Тюменская обл.) - Уфа

2х1220

1806

Самотлор - Омск

1200

1235

Сургут (Тюменская обл.) - Пермь

1220

1236

Тарасовское – Холмогоры (Тюменская обл.)

720

335

Пурпе – Холмогоры – Сургут (Тюменская обл.)

1020

503

Красноленинск – Шаим (Тюменская обл.)

1020

246

Шаим – Юргамыш (Тюменская обл.)

530

655

Шаим – Конда (Тюменская обл.)

2х1020

108

Стрежевое – Анжеро-Судженск (Томская область)

1220

818

Васюганск – Раскино  (Томская область)

530

174

Калиновое – Парабель  (Томская область)

530

253

Омск - Уфа

7204 530

1120

Омск - Иркутск

720

2240

Анжеро-Судженск - Иркутск

1020

1420

Красновишерск - Пермь

530

245

Оса (Пермская обл.) - Пермь

530

108

Каменный Лог (Пермская обл.) - Пермь

426

68

Чернушка (Пермская обл.) - Пермь

377

324

Азнакаево (Татарстан) – Чекмакуш - Чернушка

720

342

Култасы (Башкортостан)  Салават - Орск

530

558

Азнакаево – Шкапово - Салават

530

240

Оса – Альметьевск (Татарстан)

530; 377

343

Ножовка (Пермская обл.) - Альметьевск

530

477

Пермь - Сызрань

1220

839

Пермь – Невель – Полоцк (Беларусь)

1020

1998

Альметьевск – Нижний Новгород - Ярославль

1020; 820

915

Ярославль – Кириши (Ленинградская обл.)

720

534

Нижний Новгород - Рязань

720

395

Покровка (Самарская обл.) - Самара

2х530

210

Альметьевск - Самара

1020; 2х820; 530

215

Бавлы - Самара

530

320

Самара – Унеча (Брянская обл.)

1220; 1020

1305

Самара – Лисичанск – Кременчуг (Украина)

1220

1506

Пашня – Ухта (Республика Коми)

530

159

Ватвоал (Республика Коми) - Ухта

273

110

Усинск (Республика Коми) – Ухта – Ярославль - Москва

820

1855

Узень (Казахстан) – Атырау - Самара

530

592

Нижний Новгород – Рязань - Москва

1020

1224

Самара – Тихорецкая - Новороссийск

820

1514

Самара – Саратов - Волгоград

530

902

Красный Яр (Волгоградская обл.) - Волгоград

530

314

Тихорецкая – Лисичанск (Украина)

2х720

445

Никольское (Тамбовская обл.) – Кременчуг – Одесса (Украина)

720

1257

 

Продолжение

 

Тихорецкая - Новороссийск

530

240

Тихорецкая - Туапсе

530

236

Крымская (Краснодарский край) – Краснодар - Хадыженская

325

180

Баку (Азербайджан) – Грозный - Тихорецкая

720

1130

Озек-Суат - Малгобек

530

158

Озек-Суат - Грозный

530

193

Избербаш (Дагестан) - Грозный

325

230

Оха (о. Сахалин) – Комсомольск на Амуре

530

624

Украина

Мозырь (Беларусь) - Ужгород

530; 720

736

Гнединцы - Ахтырка

377

135

Гнединцы - Кременчуг

530

209

Беларусь

Полоцк – Скрудалиена (Латвия)

820

460

Унеча (Россия) - Мозырь

820; 1020

290

Мозырь - Брест

630; 920

290

Казахстан

Омск (Россия) - Павлодар

1020

438

Павлодар - Чимкент

820

1780

Каламкас - Узень

530

324

Мартыши - Атырау

530

84

Тенгиз - Атырау

1020

204

Тенгиз - Кульсары

530

83

Сарыкамыш - Кульсары

325

118

Тенгиз – Новороссийск

 

 

Кенкияк – Орск (Россия)

2х325

356

 

 

 

 

 

 

Грузия

Самгори - Батуми

530

400

Латвия

Скрудалиена - Вентспилс

720

396

Литва

Скрудалиена - Мажейкяй

720

300

Мажейкяй - Бутинге

720

110

Азербайджан

Али-Байрамлы – Баку

530

117

Узбекистан

Шымкент (Казахстан) – Бухара – Чарджоу (Туркменистан)

630

720

Избашкент – Фергана – Северный Сох

273

187

Туркменистан

Карагель – Котурдепе - Туркменбаши

325

188

Котурдепе - Туркменбаши

377

142

Кумдаг - Туркменбаши

377

214

 

 

Таблица 2

 

            Характеристика железнодорожных цистерн, используемых для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов

 

           

Характеристика

Для нефти и нефтепродуктов

Для вязких продуктов

Для нефти и бензина

Для сжиженных нефтяных газов

Объем котла, м3

   Общий

   Эффективный

 

25,0

24,8

 

72,7

71,2

 

101

99

 

61,2

60,0

 

136,8

134,1

 

54,0

46,0

 

60,0

54,0

 

98,3

83,5

Расчетное давление, кг/см2

-

 

-

1,5

1,5

2,0

8

18

Внутренний диаметр котла, мм

2200

2800

3000

2800

3000

2600

2810

3000

Длина котла, мм

6740

10300

14804

10800

19890

10650

10650

14500

 

 

Таблица 3

 

                        Магистральные нефтепродуктопроводы на территории РФ и бывш. СССР

 

Направление

Диаметр, мм

Протяженность, км

Россия

Омск - Новосибирск

530

690

Омск - Уфа

530

1180

Уфа - Салават

377

118

Челябинск - Екатеринбург

530

148

Хохлы (Курганская область) - Тюмень

277

278

Уфа - Камбарка

325

169

Уфа – Самара - Воронеж

530

1459

Самара – Сызрань - Брянск

530

1135

Сызрань - Ульяновск

219

95

Пенза - Рузаевка

219

99

Нижнекамск – Нижний Новгород – Рязань – Унеча (Брянская область)

530

1847

Рязань - Москва

377

171

Воронеж - Белгород

426

287

Воронеж - Лиски

325

83

Орел - Курск

219

243

Кириши – Санкт-Петербург

325

156

Магадан - Атка

219

202

Грозный - Армавир

530

433

Георгиевск - Нефтекумск

219

148

Невинномысск - Ставрополь

426

82

Украина

Мозырь (Беларусь) - Ужгород

530

690

Дубно – Брест (Беларусь)

530

294

Закарпатское кольцо

530

90

Кременчуг - Полтава

219

110

Кременчуг - Кировоград

325

160

Кременчуг - Киев

325

280

Знаменка - Черкассы

219

165

Херсон - Николаев

219

64

Лисичанск - Днепропетровск

325

285

Лисичанск – Анадоль - Мариуполь

273

280

Анадоль – Мелитополь - Серогозы

426

248

Никитовка – Ростов-на-Дону (Россия)

325

203

Беларусь

Унеча (Россия) – Дисна (Витебская область)

530/377

454

Дисна - Минск

426

280

Унеча - Мозырь

530

275

Грузия

Хашури - Батуми

530

232

Латвия

Дисна (Беларусь) - Вентспилс

530

505

Казахстан

Петропавловск (Россия) - Акмола

325

495

Травники (Россия) - Кустанай

426

323

Кустанай - Аманкаргай

273

162

Чимкент – Панта (Узбекистан)

325

178

 

 

Таблица 4                

 

Классификация барж и танкеров для транспортировки нефти и нефтепродуктов

 

По способу передвижения

По условиям навигации

Речные суда

Рейдовые суда

 

Суда смешанного плавания – река-море

Самоходные

Танкеры

Танкеры

Танкеры

Несамоходные

Баржи

Баржи

Лихтеры

 

Технологии производства высокооктановых бензинов

Счетчики и кнопки
Э-Хим.Нефтехимические технологии Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru ОПТИМА СЕРТ. Сертификационный Центр