Производство битумов
Назначение – получение битумов различных сортов и марок. Для производства битумов применяются следующие способы:
- Глубокая вакуумная перегонка (получаемый при этом продукт называется остаточным битумом);
- Окисление нефтепродуктов воздухом при высокой температуре (с получением так называемых окисленных битумов
- Компаундирование остаточных и окисленных битумов.
Ниже рассматривается процесс производства битумов окислением тяжелых нефтяных фракций.
Сырье и продукция. Сырьем являются остатки атмосферно-вакуумной перегонки нефти (гудроны), побочные продукты производства масел (асфальты и экстракты). Наилучшим сырьем считаются остатки высокосмолистых, малопарафинистых нефтей, наихудшим – остатки высокопарафинистых нефтей, поскольку при окислении этих продуктов образуется большое количество асфальтенов и карбенов, вследствие чего битум становится хрупким и неэластичным.
Продукцией являются:
- дорожные битумы, применяемые в дорожном строительстве для приготовления асфальтобетонных смесей;
- кровельные битумы, используемые при изготовлении кровельных покрытий и различных изделий;
- строительные битумы, используемые при выполнении различных строительных работ, в частности, для гидроизоляции фундаментов зданий;
- специальные битумы, используемые в различных отраслях промышленности.
Технологическая схема. Окисление остатков проводится как периодическим (в кубах), так и непрерывным (в трубчатых реакторах и окислительных колоннах) способом. Воздух подается с помощью компрессоров или вращающихся диспергаторов (при получении битумов бескомпрессорным методом на установках малой мощности).
Установка состоит из двух блоков – на первом получают строительные, на втором - дорожные вязкие битумы. Гудрон через печь П-1 поступает в емкость Е-1, а затем в смесителях М-1 и М-2 контактирует с воздухом и рециркулирующим окисленным продуктом и далее смесь направляется в трубчатые реакторы первого блока Р-1, Р-2. Продукты окисления из реакторов переходят в испаритель К-1, где происходит отделение газообразной фазы от жидкой. Газы (воздух, пары отгона, окислы углерода и серы) через холодильник Х-1 направляются в сепаратор К-3. Из К-3 выводятся несконденсировавшиеся газы окисления – на сжигание в печь П-3, отгон – через холодильник Х-5 с установки.
Окисленный продукт с низа испарителя К-1 частично возвращается в смесители М-1 и М-2 на рециркуляцию, а балансовый избыток откачивается в емкости Е-3 – Е-6. Из емкостей строительный битум поступает на розлив в крафт-мешки и автобитумовозы.
Дорожные битумы получают окислением асфальта деасфальтизации по схеме, аналогичной описанной выше (смесители М-3 и М-4 - реакторы Р-3 и Р-4 - испаритель К-2). Окисленный продукт из испарителя К-2 подается в смеситель М-5 на компаундирование с поверхностно-активными веществами и экстрактом селективной очистки масел, а затем попадает в емкости Е-7 – Е-14. Если на предприятии отсутствуют асфальты и экстракты (НПЗ топливного профиля), то дорожные битумы получают окислением гудрона.
Дорожные вязкие битумы разливаются из емкостей Е-7, Е-8 в железнодорожные цистерны, бункерные полувагоны и автобитумовозы. Для получения дорожных жидких битумов вязкие битумы в смесителе М-6 смешиваются с разжижителем – керосино-газойлевой фракцией.
Технологический режим:
Температура, °С: |
|
Сырья на входе на установку |
100-120 |
Окисления в Р-1 – Р-4 |
260 |
Битума после Х-2, Х-3, Х-4 |
170 |
Давление, кг/см2 |
|
Воздуха на входе в смесители |
9 |
Смеси на входе в Р-1 – Р-4 |
8 |
Расход воздуха, м3/ м3 продукта |
100-150 |
Отношение рециркулят: сырье |
6:1 |
Материальный баланс. Ниже приводится материальный баланс установки, производящей дорожные и строительные битумы окислением смешанного сырья:
Поступило |
|
Гудрон |
23,7 |
Асфальт деасфальтизации гудрона |
39,7 |
Экстракт селективной очистки |
32,9 |
Поверхностно-активные вещества |
3,7 |
Всего |
100,0 |
Получено |
|
Битумы дорожные |
73,5 |
В том числе: |
|
БНДп 200/300, БНДп 130/200 |
(15,0) |
БНДп 90/130 |
(15,0) |
БНДп 60/90 |
(28,5) |
БНДп 40/60 |
(15,0) |
Битумы строительные |
22,4 |
В том числе: |
|
БН-IV |
(11,2) |
БН-V |
(11,2) |
Отгон |
1,3 |
Газы окисления |
2,8 |
Всего |
100,0 |