Из иностранных работ наиболее интересной по этому вопросу является статья Ротэна и Бутье 1, где авторы описывают испытания в качестве стабилизаторов эфира, ацетона, изопропилового,
Таблица 1
Стабилизатор |
Спирто-бензиновые смеси |
||||
Количество спирта в процентах |
|||||
10 |
20 |
30| |
40| |
50 |
|
Эфир |
- |
16,3 |
13,2 |
10.6 |
8,8 |
Ацетон |
36 |
50,0 |
56,0 |
43,0 |
35,0 |
Изопропиловый спирт |
10,4 |
14,8 |
17,0 |
14,5 |
13,0 |
Нормальный бутиловый спирт |
5,3 |
6,7 |
7,5 |
5,8 |
12,0 |
Амиловый спирт |
5,3 |
6,3 |
7,4 |
7,7 |
7,5 |
Циклогексанол |
4,9 |
6,2 |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
Бутилкрезол |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,1 |
5,7 |
Терпинеол |
10,8 |
10,2 |
10,0 |
6,1 |
5,7 |
1. Rothen et Boutier — „Взаимная растворимость спирта и бензина в присутствии третьих растворителей". «Chirn. et Ind.", numero special, mai 1923.
бутилового, изобутилового иамилового спиртов, ци-клогексанола и бутилкрезола, исследуя смеси в пределах от +18
до—15°.
Однако я эта работа не освещает более или менее полно этого вопроса, и выбор стабилизаторов случаен.
В статье указывается, что для стабилизации смесей 96-процентного спирта с автомобильным бензином уд. веса 0,723 до температуры —15° требуется следующее количество стабилизаторов, (табл. 1).
Вполне понятно, что приведенные цифры не могут быть нами как-либо практически использованы вследствие случайности стабилизаторов и недостаточно низкой температуры, а тем более дать материал для каких-либо теоретических заключений.
Работа Годшо и Гай касается растворимости смесей при высоких температурах. В качестве стабилизаторов испытывались опять: этиловый эфир, фенол, ацетон, Крезол, циклогексанол и нормальный бутиловый спирт, а также смеси стабилизаторов (двойные стабилизаторы).
В работе указывается, что весьма слабые стабилизаторы приобретают большую растворяющую силу в присутствии другого растворителя, а именно ацетона.
В нижеследующей таблице даны количества слабых растворителей и ацетона, которые надо ввести одновременно в смесь из 10 см3 94-процентного спирта и 90 см3 бензина, чтобы сделать эту смесь однородной при 17°.
Таблица 2
Серный (этиловый) эфир |
Ацетон |
Фенол |
Ацетон |
в куб сантиметрах |
в куб. сантиметрах |
||
0 |
17,8 |
0 |
17,8 |
5 |
13,6 |
5 |
6,8 |
10 |
12,3 |
10 |
3,6 |
20 |
8,5 |
20 |
3,0 |
30 |
6,2 |
30 |
2,8 |
50 |
6,8 |
50 |
3,0 |
Отсюда авторы делают заключение, что эфир и фенол обладают большей растворяющей силой в присутствии ацетона. При 30 см3 данных растворителей количество употребляемого ацетона достигает минимума, т. е. растворяющая сила ацетона достигает максимума; таким образом эта пропорция может считаться оптимальной.
Двойная смесь ацетона и циклогексанола, которые авторы считают хорошими растворителями, никакого усиления не дает при стабилизации ею смеси из 10 см3 94-процентного спирта и 90 см3 бензина.
Одновременное действие нормального бутилового спирта с циклогексанолом и бутилового спирта с крезолом тоже не дали какого-либо дополнительного стабилизирующего эффекта.
Поданным М. Шамбижа 2, в 1918 г. вследствие прекращения экспорта САС III бензина в нейтральные страны Испания должна была перейти на новые виды топлива, в частности на спиртовое топливо.
Частными транспортными компаниями стали применяться разные топливные смеси, например: 1) нафталино-спиртовое топливо, состоящее из 80 л спирта, 5 кг нафталина, 2 л минерального масла и 2 л эфира; 2) скипидарно-спиртовое топливо, состоящее из спирта (95-процентного) 63% по объему, скипидара 25%, эфира 10°/0, касторового масла 2%.
Первое топливо давало очень плохой результат, в частности очень сильно загрязняло мотор, второе топливо оказалось несколько лучше. Автор статьи не указывает температуру расслоения этих топлив, так как этот вопрос для Испании мало существенен благодаря благоприятным климатическим условиям страны.
Существующая более или менее обширная иностранная литература по применению спирта как топлива освещает главным образом вопрос применения тройных смесей: спирт — бензин — бензол, или же абсолютный алкоголь — бензин и вопроса стабилизации спиртобензиновых смесей почти не затрагивает. Одна из наиболее крупных работ По спиртовому топливу проф. Хубен-дига лишь ссылается и излагает данные уже упомянутой работы Ротэна и Бутье и ничего оригинального по стабилизации не дает,
В отличие от заграничных работ по стабилизаторам, мы положили в основу нашей практической задачи подбора стабилизаторов строго научный подход. Исходя из теоретических соображений, мы взяли ряд органических веществ различных классов— из классов соединений, имеющих полярные группы, как-то: спирты, кислоты, альдегиды, кетоны, простые эфиры и сложные эфиры. В каждом классе мы брали соединения в порядке последовательности по возрастанию числа углеродных атомов, начиная от С1 и выше, и поставили своей задачей выяснить влияние полярной группы длины углеродной цепи, изомерии строения на стабилизационные свойства и дать теоретическое объяснение механизма этих явлений.
1. Godchot et Gay — „Несколько лабораторных опытов с национальным топливом". „Glim et Ind ". mimero special mai, 1933.
2. М. Chambige — „Результаты, полученные в Испании с различными спиртовыми, нафталиновыми и скипидарными топливами".