Вопрос применения спиртовых смесей как моторного топлива до настоящего времени разрешался в смысле применения тройных смесей: спирт—бензин — бензол 1, или же применения смесей: абсолютный-алкоголь—бензин 2. Однако недостаток бензола, применение его в других отраслях народного хозяйства и отсутствие абсолютного алкоголя в достаточном количестве в СССР заставляют поставить вопрос о применении в качестве автотракторного и авиационного топлива двойных спирто-бензиновых смесей, содержащих обычный 95—96-процентный спирт.
Вопрос этот осложняется однако тем, что эти двойные смеси уже при комнатной температуре расслаиваются на два слоя и в таком состоянии не могут вводиться в мотор.
Условия эксплоатации автотранспорта в зимнее время требуют топлива, стабильного в отношении расслояемости до температуры— 35°; требования же авиации в отношении стабильности топливных смесей еще более велики, и здесь предел стабильности должен в некоторых случаях доходить до—50° Ц.
Вопрос стабилизации этих смесей разрешается путем введения в них некоторого третьего вещества в небольшом количестве, желательно не более 7—10% к смеси.
Использовать опыт заграницы по применению двойных смесей возможно лишь в весьма малой степени по следующим причинам. Климатические условия стран, где применяются двойные смеси (Франция, Испания и т. д.), весьма отличны от условий СССР, поэтому там отпадает вопрос о стабильности топлива при хранении до столь низких температур, как в СССР. Состав бензинов СССР многим отличается от заграничных бензинов 3, так что данные иностранной литературы практически не могут быть использованы. К тому же специальная литература по этому вопросу крайне бедна количественно, а качественно не имеет никаких следов действительно научного подхода к данному вопросу и содержит в себе лишь ряд случайных и несистематических испытаний.
Это обстоятельство послужило причиной постановки у нас работ по стабилизации спиртовых моторных топлив.
Работа, поставленная у нас сначала как чисто практическая проблема, вскоре должна была быть значительно углублена в теоретическую сторону, так как вопросы взаимной растворимости спирта и бензина привели к необходимости затронуть область явлений неводных растворов, распределения компонентов между двумя жидкими фазами и образования молекулярных ассоциаций.
Употребляемые обыкновенно при теоретических работах чистые углеводороды нами были заменены бензинами вследствие отсутствия в нашем распоряжении чистых углеводородов. Однако эта замена не повлияла на существо работы, так как поведение чистых углеводородов и бензинов в интересующих нас областях по существу одинаково, и замена могла сказаться лишь в некотором общем сдвиге всех полученных данных в ту или другую сторону без изменения основных закономерностей.
При выборе сортов бензина мы руководствовались, с одной стороны, распространением данного сорта и, с другой — фракционным и химическим составом. Мы избегали бензинов, содержащих избыток ароматиков, так как присутствие ароматических углеводородов увеличивает взаимную растворимость спирта и бензина, т.е. влияет аналогично стабилизаторам. Поэтому для выявления влияния на растворимость одного фактора (стабилизатора) мы старались устранить другой фактор (ароматические углеводороды).
1. А. С. Ирисов—„Физико-химические свойства спиртовых моторных топ-див. Применение спирта в качестве моторного топлива*. Сборник работ физ.-хим. отд. НАТИ, вып. 12,1931; А. С. И р и с о в — "Спирт как моторное топливо", 1933; Д. И. Журавлев— „О взаимной растворимости химически неоднородных жидкостей". Сборник работ физ.-хим. отд. НАТИ, вып. 19, 1931.
2. М. М. Минин— „Смеси абсолютного спирта и их расслояемость". Сбор-ник работ физ.-хим. отд. НАТИ, вып. 19, 1931.
3. Bridgeman and Quirfield—"Растворимость этилового спирта в бен-
зине". „Ind. Eng. Chem.№ 5, стр, 523, 1933.