Карта сайта

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 2)

Исследована антидетонационная эффективность других гомологов и различных производных ЦТМ. Этил- и диэтилпроизводные ЦТМ равноценны ему, но при дальнейшем увеличении числа этильных групп октановые числа топлив с этими присадками снижаются. Эффективность алкоксиметилпроизводных ЦТМ в зависимости от состава алкоксигрупп снижается в таком порядке
CH3OR > C2H5OR > С3Н7ОR > ROCH=CH2> С6Н5-СН2ОR
R=МпС5Н4(СО)3СН2
однако некоторые из этих соединений, например метоксиметилпроизводное, по эффективности превосходят ЦТМ (Таблица 26).
Представляет также  интерес ацетилтрифторциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (АТФЦТМ) СF3СОС5Н4Мп(СO)3. Его антидетонационная эффективность в смесях изооктана с н-гептаном в среднем превышает эффективность ЦТМ (октановое число на 2—3 выше).

Таблица 26 .   Антидетонационная   эффективность   ЦТМ и его метоксиметилпроизводного
Топливо — 60%  изооктана+ 40%  н-гептана


Антидетонатор

Прирост октанового числа* при разном со-
держании металла, г/кг

0, 1

0, 2

0. 3

0, 4

0, 5

0, 6

0, 7

0. 8

С5Н5 (СО) 3Мп
С5Н4СН2ОСН2 (СО) 3Мп

7, 5
8, 0

1, 7
12, 5

15, 3
15, 5

17, 8
19, 2

20, 1
21, 0

21, 8
23, 0

23, 0
24, 6

24, 0
28, 0

* Моторный метод.

При этом для получения одинакового прироста октанового числа в бензин А-72 требуется вносить с АТФЦТМ в два раза меньше марганца, чем в бензин с ЦТМ (Таблица 27). Антидетонационная эффективность АТФЦТМ при оценке его содержания в граммах металла больше, чем для ЦТМ.

Таблица 27 . Антидетонационная эффективность АТФЦТМ
Топливо — 60% изооктана+ 40% н-гептана


Антидетонатор

Прирост октанового числа* при разном
содержании металла, г/кг

0, 3

0, 4.

0, 5

0, 6

0. 7

0, 8

0, 9

АТФЦТМ
ЦТМ
ТЭС

17, 4
15, 5
11, 6

20, 0
17, 8
15, 0

22, 0
20, 0
17, 6

23, 8
21, 6
19, 2

25, 4
23, 0
20, 4

26, 6
24, 0
21, 4

29, 0
26, 0
23, 0

* Моторный метод.
Распределение нагара на деталях камеры сгорания и свечей зажигания при одинаковом содержании металла, вводимого в бензин с АТФЦТМ, примерно такое же, как для бензина с ЦТМ:


АЦФЦТМ

ЦТМ

Масса нагара, мг

 

 

на выпускном клапане

6, 7

7, 7

на пробке....

2, 2

2, 2

на центральном электроде свеи зажигания

 

0, 6

 

1, 1

Димарганецдекакарбонил   и   его производные   Данные об антидетонационной эффективности ДМДК представлены в Таблица 28. Исследование показали, что при одинаковом содержании металла в автомобильных и авиационных бензинах ДМДК по антидетонационной эффективности ниже, чем ЦТМ,

Таблица 28 .   Прирост октанового числа различных топлив при добавлении к ним ДМДК и ЦТМ

 

Топливо

Прирост октанового числа*

ДМДК
0,28г Мп/кг

ЦТМ
0,27г Мп/кг

ДМДК
0,56г Мп/кг

 ЦТМ
0,54г Мп/кг

60% изооктана+-40 % н-гептана

13, 9

14, 6

17, 7

20, 9

А-66

3, 0

8, 6

5, 5

12, 0

А-72

3, 0

7, 0

5, 5

10, 3

Б-95/130

2, 4

4, 4

4, 2

7, 3

* Моторный метод

однако для эталонного топлива (смесь изооктана и н-гептана) ДМДК и ЦТМ оказались близки.
Обследована также антидетонационная эффективность ряда производных ДМДК; среди них фурфуроил, метилфурфуроил и бензофурфуроилмарганецпентакарбонил, синтезированные из хлорангидридов соответствующих кислот и натриймарганецпенгакарбонила [29]. Полученные продукты стабильны на воздухе, хорошо растворяются в бензоле, ацетоне, бензине, керосине и других органических растворителях, но не растворяются в воде
Оказалось, что прирост октанового числа, получаемый в присутствии всех этих производных ДМДК, ниже, чем в присутствии ЦТМ. Наличие в фурановом кольце метильной группы снижает антидетонационный эффект соединения. Это еще более заметно при введении карбонильной группы между фурановым кольцом и Мп(СО)5. Бензольное кольцо, сконденсированное с фурановьм, тоже снижает антидетонационную эффективность фурановых производных.

Исследования антидетонационной эффективности МЦТМ на двигателях в стендовых и эксплуатационных условиях показали значительно большую эффективность этого антидетонатора, чем можно было предполагать по результатам определения октанового числа исследовательским и особенно моторным методами.
При испытаниях на одноцилиндровом двигателе оказалось, что детонационная стойкость бензина с МЦТМ на 3—4 октановых единицы выше, чем при определении октанового числа по  исследовательскому методу.
Многочисленные дорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационная стойкость бензинов с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствует октановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному (Таблица 29). Специальных исследований по изучению механизма антидетонационного действия марганцевых антидетонаторов в иностранной литературе не опубликовано. На основании проведенных исследований и испытаний высказывается [136] предположение, что механизм действия МЦТМ, по-видимому, такой же, как ТЭС. Полагают, что вначале МЦТМ распадается и образует металл или окислы металла в мелкодисперсном состоянии. Активные окисные соединения марганца, вероятно, и являются теми веществами, которые прерывают цепные реакции, ведущие к детонации. Очевидно, марганцевый антидетонатор разрушает те же активные соединения, что и ТЭС. В пользу такого предположения говорит некоторая идентичность в приемистости товарных топлив и чистых углеводородов к МЦТМ и ТЭС.

Таблица 29 . Эффективность ТЭС и МЦТМ при совместном введении в различные бензины

ТЭС, мг/л

МЦТМ,
г/л

ОЧИМ

ОЧММ

ОЧДМ при n об/мин

1500

2000

2500

3000

Среднее

Бензин А

0

0

90, 7

73, 5

90, 1

90, 6

90, 8

89, 9

90, 4

0

0, 066

94, 4

82, 4

93, 2

93, 5

93, 8

92, 2

93, 2

0

0, 132

95, 7

83, 3

94, 5

95, 0

94, 4

93, 2

94, 3

0

0, 264

97, 3

83, 7

95, 5

96, 5

95, 9

94, 9

95, 7

0

0, 528

99, 2

85, 0

97, 4

98, 0

97, 6

96, 8

97, 5

0, 792

0

98, 0

85, 2

96, 0

96, 8

96, 2

95, 0

96, 0

0, 792

0, 026

98, 8

86, 0

94, 9

97 6

97, 4

96, 5

97, 0

0, 792

0, 066

98, 9

86, 2

99, 6

97, 6

97, 3

96, 5

97, 0

0, 792

0, 132

99, 4

86, 5

97, 3

97, 7

97, 6

96, 8

97, 3

0792

0, 264

100, 0

87, 0

97, 3

97, 9

97, 6

96, 7

97, 4

Бензин Б

0

0

90, 6

83, 0

88, 3

89, 6

89, 9

89, 7

89, 4

0

0, 066

94, 1

84, 6

89, 8

92, 5

93, 7

98, 3

92, 3

0

0, 132

95, 7

85, 3

92, 9

94, 2

95, 4

94, 8

94, 3

0

0, 264

97, 7

86, 5

 94, 8

96, 4

97, 8

97, 0

96, 5

0

0, 528

99, 6

88, 2

97, 0

98, 9

99, 4

99, 0

98, 6

0, 792

0

99, 0

90, 7

97, 1

99, 1

99, 4

99, 5

98, 8

0, 792

0, 026

99, 3

90, 6

96, 4

99, 0

99, 9

99, 7

98, 8

 0, 792

0, 066

99, 5

91, 0

97, 5

99, 9

100, 6

100, 4

99, 6

0, 792

0, 132

99, 7

91, 0

96, 8

99, 4

100, 3

99, 8

99, 1

0, 792

0, 264

100, 8

91, 3

97, 9

100, 0

100, 8

99, 9

99, 7

Бензин В

0

0

91, 0

80, 3

90, 0

91, 4

92, 1

91, 2

91, 2

0

0, 066

94, 7

82, 8

92, 4

93, 5

94, 2

93, 6

93, 4

0

0, 132

96, 2

83, 7

94, 5

95, 8

96, 0

94, 7

95, 2

0

0, 264

97, 5

84, 9

95, 6

97, 4

97, 5

96, 2

96, 7

0

0, 528

99, 4

85, 9

98, 4

99, 2

98, 9

97, 8

98, 6

0, 792

0

98, 7

88, 6

96, 9

98, 8

98, 7

98, 0

98, 1

0, 792

0, 026

100, 1

88, 4

97, 6

99, 6

99, 2

98, 4

98, 7

0, 792

0, 066

100, 5

88, 8

98, 2

99, 8

99, 4

98, 8

99, 1

0, 792

0, 132

100, 7

88, 8

98, 1

99, 2

99, 5

98, 6

98, 9

0, 792

0, 264

100, 3

88, 9

98, 4

99, 8

99, 4

98, 8

99, 1

 

Исключительно высокий эффект МЦТМ, добавленного в малых количествах к сильно этилированным бензинам (промотирующий эффект), может быть объяснен изменением величины поверхности образующихся частиц окислов свинца. При уменьшении размера частиц увеличивается их суммарная поверхность и, следовательно, повышается каталитическое действие и антидетонационный эффект. Более точное объяснение промотирующего эффекта требует специальных исследований.
Проведены длительные стендовые и дорожные испытания автомобильных двигателей с целью установления влияния бензинов с антидетонаторами на надежность и долговечность работы двигателей. При испытаниях критерием оценки срока службы двигателей являлись продолжительность работы выпускных клапанов и свечей зажигания, а также общий износ двигателя и коррозия его основных деталей.
Испытаниями установлено, что срок службы выпускного клапана определяется наличием в бензине ТЭС и концентрацией МЦТМ. Когда ТЭС отсутствует, МЦТМ лишь незначительно влияет на работу выпускного клапана. Необходимый срок службы клапанов в этом случае достигается без введения дополнительных присадок. При добавлении небольших количеств МЦТМ к бензину, содержащему ТЭС, срок службы выпускных клапанов двигателя резко снижается, но затем по мере увеличения концентрации МЦТМ возрастает до такой же величины, как и тогда, когда МЦТМ отсутствует. Это вление, установленное на различных двигателях при их эксплуатации, до настоящего времени еще не объяснено.
Проблема увеличения срока службы выпускных клапанов при добавлении малых количеств МЦТМ к этилированному бензину легко решается введением в бензин некоторых фосфорных соединений. Фосфор, добавленный в количестве 0, 3—0, 4 от теоретически необходимого для перевода всего марганца в ортофосфат, устраняет преждевременный выход из строя выпускных клапанов.
Срок службы свечей зажигания двигателя при использовании этилированных бензинов с МЦТМ зависит от условий эксплуатации автомобиля: при малых нагрузках он резко увеличивается, а при больших — снижается. Работа свечей зажигания нарушается, главным образом, вследствие замыкания электродов. Сведений о каких-либо добавках, увеличивающих срок службы свечей зажигания в тяжелых условиях эксплуатации, в литературе не опубликовано. При использовании МЦТМ в качестве самостоятельного антидетонатора срок службы свечей при больших нагрузках снижается менее резко, несмотря на то, что и в этом случае может происходить замыкание электродов. Работа свечей зажигания при применении бензинов только с добавкой МЦТМ нарушается позже и при более высоких концентрациях МЦТМ, чем при использовании этилированных бензинов с МЦТМ.
км.
Бензины, содержащие одновременно МЦТМ и ТЭС, с точки зрения нагарообразования лишь незначительно отличаются от этилированных. Введение МЦТМ в этилированные бензины несколько увеличивает число преждевременных вспышек и случаев калильного зажигания. Соединения фосфора устраняют эти явления.
При использовании в двигателе бензинов, содержащих МЦТМ без ТЭС, нагарообразование в нем весьма незначительно, а преждевременное воспламенение почти отсутствует. Требования двигателя к детонационной стойкости топлив после эксплуатации на бензине с МЦТМ оказались значительно ниже, чем после такого же пробега на этилированном бензине [131]. В исследованиях подчеркивается, что отсутствие калильного зажигания при работе двигателя на бензине, содержащем МЦТМ и фосфор, будет приобретать все большее значение по мере увеличения степени сжатия современных двигателей и повышения октановых чисел автомобильных бензинов [134].
Перспективы применения марганцевых антидетонаторов тесно связаны со стоимостью их производства. По ориентировочным подсчетам стоимость МЦТМ примерно в 4 раза выше стоимости ТЭС (считая по одинаковому весу металла в антидетонаторах). Поскольку при одной и той же концентрации металла в бензине МЦТМ в 2 раза эффективнее ТЭС, то очевидно, что повышение октанового числа бензина, если добавить МЦТМ, будет стоить в 2 раза дороже, чем если ввести в него ТЭС. Высказывается мнение, что по экономическим соображениям марганцевые антидетонаторы смогут конкурировать с ТЭС лишь в том случае, если их стоимость будет значительно снижена.
Специалисты фирмы «Этил корпорейшн» считают, что сейчас следует использовать повышенную эффективность малых порций МЦТМ при введении их в сильно этилированные бензины (явление промотирующего влияния МЦТМ на эффективность ТЭС). При этом они приводят такой пример. Октановое число одного из топлив, содержащего 0, 8 мл/л ТЭС, при введении 0, 08 г/л марганца повы-
силось до 99, 7. Для того чтобы достичь такого же октанового числа с помощью только ТЭС, требуется добавить 0, 52 г! л свинца. В данном случае 0, 08 г марганца оказались равноценны 0, 52 г свинца. Другими словами, эффективность марганцевого антидетонатора в этих условиях в 6, 5 раза больше, чем эффективность ТЭС. Естественно, что применение МЦТМ здесь экономически оправдано даже при стоимости его, в 4 раза превышающей стоимость ТЭС.
Исходя из приведенных выше соображений, в настоящее время за рубежом считают целесообразным применять марганцевый антидетонатор только в виде добавки к ТЭС. Использование соединений марганца в качестве самостоятельного антидетонатора предполагается только после снижения их стоимости.
В СССР основное направление в исследованиях марганцевого антидетонатора заключается в изучении условий и особенностей его использования в чистом виде без ТЭС — для устранения повышенной токсичности этилированных бензинов.
 В. А. Зайцев.
В настоящее время предложена единая методика первичного отбора и установления сравнительной эффективности антидетонаторов. Оценка эффективности проводится на двух различающихся по чувствительности смесях углеводородов в чистом виде и в присутствии сероорганического соединения, что позволяет сразу же оценить и антагонистический эффект. Эффективность антидетонатора сравнивается с ТЭС по заранее построенным эталонным кривым и выражается в процентах.
Результаты оценки некоторых соединений по данной методике (Таблица 30) свидетельствуют о том, что относительная эффективность марганцевых антидетонаторов зависит как от состава смесей, так и от метода определения октановых чисел.
В присутствии ароматических и непредельных углеводородов относительная эффективность марганцевых антидетонаторов уменьшается.
По исследовательскому методу определения октановых чисел эффективность марганцевых антидетонаторов оценивается выше, чем по моторному методу. Относительная оценка марганцевых антидетонаторов возрастает в 2,5 раза при переходе от сравнения в одинаковых концентрациях присадок к одинаковым концентрациям металлов.
В присутствии сероорганических соединений эффективность марганцевых антидетонаторов снижается в меньшей степени, чем эффективность тетраэтилсвинца. Это весьма важное обстоятельство позволяет объяснить колебания в относительной оценке марганцевых антидетонаторов и ТЭС в товарных бензинах.

Декакарбонилмарганец, некоторые производные ЦТМ и ферроцен оказались менее эффективными антидетонаторами.

Таблица 30 .  Оценка эффективности некоторых антидетонаторов


Показатель

ЦТМ

МЦТМ

 

ДКМ

 

Продукты
алкилирования ЦТМ

ферроцен

фракцией полимербензина

узкой фракцией изооктиленов

 

Содержание металла, %

27, 0

25, 2

28, 0

11, 7

13, 8

30, 0

Смесь из 60% изооктана и 40%  геп тана

ОЧММ

 

 

 

 

 

 

без 5

72, 6

72, 7

71, 6

66, 6

67, 0

69, 4

с 0, 05% 5

72, 1

71, 8

69, 7

66, 4

66, 7

69, 4

Относительная эффективность*

 

 

 

 

 

 

Без 5

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

48

49

42

22

24

32

присадок

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

113

124

95

120

109

70

металлов

 

 

 

 

 

 

С 0, 05% 5

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

75

72

57

34

35

53

присадок

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

175

184

130

188

160

110

металлов

 

 

 

 

 

 

Смесь из 40% толуола, 30%  гептана,

20% диизобутилена и 10%  изооктана

ОЧИМ

95, 1

95, 0

93, 5

92, 8

92, 7

93, 2

ОЧММ

82, 2

81, 9

80, 8

79, 9

80, 0

80, 2

Относительная эффективность*

 

 

 

 

 

 

По моторному методу

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

31

29

20

12

13

14

присадок

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

75

76

47

70

60

30

металлов

 

 

 

 

 

 

По исследовательскому методу

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

62

60

40

34

33

38

присадок

 

 

 

 

 

 

при одинаковой концентрации

145

154

95

188

159

80

металлов

 

 

 

 

 

 

•Эффективность ТЭС принята за 100 %

 

См. также

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 1)

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 2)

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 3)

 

Литература

Гуреев А. А , Диссертация, МИНХиГП, 1965.

Гуреев А. А., Зарубин А. П. и др , Химия сероорганических соединений, содержащихся в нефтях и нефтепродуктах, т. VIII, Изд «Высшая школа», 1968, стр. 584.

Гуреев А. А., Химия и технология топлив и масел, № 11, 58(1959).

Крамаренко Г.В., Зайцев В. А. и др., в сб. «Новый антидетонатор для бензинов», изд. ЦНИИТЭнефтегаз, 1963.

Лернер М. О., Зайцев В. А. и др., Труды НИИАТ, вып. 2, Автотрансиздат, 1961.

3айцев В. А., Лернер М.О. и др., Труды НИИАТ, вып. 3, Автотрансиздат, 1963.

Аронов Д.М., Борисов М. П. и др.. Труды НИИАТ, вып. 4, Изд.«Транспорт», 1966.

Аронов Д. М., Сухарева Л. С., Труды НИИАТ, вып. 5, Изд. «Транспорт», 1968.

Гуреев А.А., Аронов Д.М.и др., Автом. пром., № 5 (1965).

Гуреев А. А., Зайцев В. А. и др., Нефтепереработка и нефтехимия, ЦНИИТЭнефтехим, № 5, 24 (1968).

Зайцев В. А., Лернер М. О., Химия и технология топлив и масел, № 10(1962).

Зайцев В.А., Лернер М.О. и др., Автомобильный транспорт, № 1 (1962).

Технологии производства высокооктановых бензинов

Счетчики и кнопки
Э-Хим.Нефтехимические технологии Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru ОПТИМА СЕРТ. Сертификационный Центр