Карта сайта

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ МАЗУТА И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНЫХ ЭМУЛЬСИЙ НА УСТАНОВКЕ ВКИ

Исследование проводили на компаундированном высоковязком сверхтяжелом топливе (мазуте) класса RML 45 по международному стандарту ISO-8217, что соответствует топливу высоковязкому судовому СВС. Данное топливо используется для энергетических установок судов с крейцкопфными малооборотными ДВС, обеспечивающими подготовку топлива в дизеле (основная марка) и в главных паровых котлах судов [1].
    Топливо подвергалось гомогенизации на установке ВКИ 1Б (гомогенизированное топливо) и на его основе приготавливались на установке ВКИ-1Б водотопливные эмульсии. Образцы исходного топлива (ИТ), гомогенизированного топлива (ГТ) и водотопливные эмульсии (ВТЭ) исследовались в сертифицированной лаборатории на основные характеристики.
Результаты испытаний представлены в таблице 1.
Из сравнений результатов испытаний, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что после обработки в установке ВКИ (гомогенизации мазута) высшая теплота сгорания увеличилась на 1,6%, коксуемость (характеристика показывающая нагарообразование и связанную с этим неполноту сгорания топлива) уменьшилась на 0,7 %, вязкость в среднем увеличилась на 1,5%.
  Это показывает, что установка ВКИ эффективно обрабатывает коллоидную структуру самого мазута. Подтверждением глубокого воздействия на молекулярном уровне может служить снижение содержания серы на 1,8% и после гидродинамической обработки, что может быть объяснено разрушением непрочных связей серы с выделением сероводорода, который выделился в газовую фазу.
     Эффективность обработки мазута (гомогенизации) на установке ВКИ подтверждается также результатами стендовых испытаний (на двигателе) в лаборатории ЦНИИ морского флота. После обработки флотского мазута Ф-5 на установке ВКИ 2В мощность двигателя (в режиме постоянной подачи топлива) возросла с 2,4 кВт до 2,8 кВт, то есть увеличилась на 16 %. Это соответствует, при работе двигателя в режиме постоянной мощности, снижению расхода топлива на 6 %.
       Для выявления влияния исходной структуры топлива на результаты гидродинамической обработки на установке ВКИ-1 для сравнения были приготовлены образцы топлива и эмульсии на основе топочного мазута М-100. Результаты определения вязкости данных образцов представлены в таблице 2. Отношение вязкости гомогенизированного мазута к вязкости исходного мазута 0,85 показывает, что гомогенизация для мазута М-100 снижает вязкость на 15 %, в отличие от гомогенизации компаундированного топлива СВС для которого вязкость практически не изменилась (таблица 3).
       Добавление в топливо 10 % воды увеличивает вязкость мазута М-100 на 4 % и компаундированного топлива СВС на 40%.
     Дальнейшее увеличение содержания воды в ВТЭ с 10 % до 15% , то есть на 5% привело к увеличению вязкости эмульсии мазута М-100 на 44% и вязкости компаундированного топлива СВС на 22%.
Это показывает, что при использовании установок ВКИ невозможно применять принцип повышения вязкости пропорционально содержанию воды [2], так как при гидродинамической обработке топлива в этих установках сильно изменяется структура топлива. Этим может быть объяснена высокая стабильность эмульсий и эффективность горения гомогенизированного топлива в двигателе. При этом различия в природе топлива может сильно влиять на вязкость получаемых ВТЭ.


Таблица 1.
Зависимость характеристик топлива СВС
от содержания воды в эмульсии и гидродинамической обработки 

 


п/п

 

Показатель

 

Метод
испытаний

Вид  образца

ИТ

ГТ

ВТЭ

ВТЭ

Результат испытаний

1

вязкость кинематическая при 50°С, сСт           

ASTM D 445

562,12

572,14

766,19

976,96

2

вязкость кинематическая при 80°С, сСт            

ASTM D 445

95,30

96,58

124,99

166,05

3

Массовая доля воды, %

ГОСТ 20287

0,06

0,24

8,0

17,0

4

Температура застывания, °С

ГОСТ 20287

+6

+9

+9

+9

5

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

ASTM D 93

73

74

75

75

6

плотность при 20°С, кг/м3                                    

ГОСТ 3900

1000,4

1000,2

1001,4

1001,9

7

Массовая доля серы, %

ISO 10370

3,90

3,83

3,53

3,32

8

коксуемость, %                                                     

ISO 10370

19,19

19,06

17,48

14,81

9

теплота сгорания высшая, кДж/кг                                    

ГОСТ 21261

41440

42119

38610

35323

10

теплота сгорания высшая в пересчете на сухое топливо, кДж/кг                                    

 

41465

42199

41967

42557

11

теплота сгорания низшая, кДж/кг                                    

ГОСТ 21261

39501

40054

36517

33076

12

теплота сгорания низшая в пересчете на сухое топливо, кДж/кг                                    

ГОСТ 21261

39526

40157

39905

40352

Таблица 2.
Зависимость вязкости мазута М-100 при 80°С от содержания воды в
эмульсии и гидродинамической обработки  на установке ВКИ-1Б

 

Исходный мазут

Гомогенизированный
мазут (после обработки

Содержание воды в эмульсии

10%

15%

Вязкость, Па·с

0,082

0,070

0,086

0,122

Относительная вязкость

1,0

0,85

1,05

1,49

 

Таблица 3.
Зависимость относительной вязкости топлива СВС  от содержания воды в
эмульсии и гидродинамической обработки  на установке ВКИ


Температура, °С

Исходный мазут

Мазут после обработки

Эмульсия

Содержание
воды 10 %

Содержание
воды 15 %

Вязкость относительная

50

1,0

1,02

1,45

1,65

80

1,0

1,01

1,41

1,65

среднее

1,0

1,015

1,43

1,65

Выводы:

  1. Установка ВКИ эффективно обрабатывает структуру топлива при гидродинамической обработке (гомогенизации) улучшая основные характеристики топлива, в том числе повышает теплоту сгорания топлива и снижает коксуемость и содержание серы.
  2. При приготовлении водотопливных эмульсий на вязкость эмульсий сильно влияет гидродинамическая обработка (гомогенизация) структуры топлива, вызывая большое отклонение от пропорционального закона изменения вязкости ВТЭ с увеличением содержания воды.

Список литературы.
1.Нормативный документ РД 31.27.03-95. Топлива, масла, смазки и специальные жидкости для судов морского транспорта. Номенклатура и область применения. Министерство транспорта Российской Федерации. Департамент морского транспорта. Санкт-Петербург. 1995.
2. В.А.Корягин. Сжигание водотопливных эмульсий и снижение вредных выбросов.- СПб.: Недра, 1995.-304с.


Технологии производства высокооктановых бензинов
Счетчики и кнопки
Э-Хим.Нефтехимические технологии Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru ОПТИМА СЕРТ. Сертификационный Центр