Карта сайта
Присадки к бензинуРоссийский рынок - продажа нефтепродуктов
Защитные свойства бензинов

Защитные свойства характеризуют способность нефтепродукта «защищать» металл от коррозии в присутствии электролита. Конкретно для топлив это означает степень уменьшения скорости электрохимической коррозии в системе топливо-металл-вода. Поэтому для надежной эксплуатации техники, средств хранения и перекачки горючего очень важно, чтобы топлива не только сами не были агрессивными, но и обладали достаточными защитными свойствами.
Для оценки защитных свойств при квалификационных испытаниях бензинов в настоящее время используют два показателя:
коррозионную активность в условиях конденсации воды,
коррозионную активность в присутствии электролита.
Коррозионная активность топлив в условиях конденсации воды опреде­ляется по методу, предложенному Е. С. Чурщуковым (ГОСТ 18597-73). Особенность этого метода - приближение условий испытания к реаль­ному проявлению защитных свойств топлива при конденсации растворен­ной воды за счет перепада температуры.
Сущность метода заключается в определении потери массы стальной пластинки (Ст. 3), находящейся в бензине в течение 4 ч при насыщении бензина водой и ее конденсации на пластинке. Коррозионная активность бензинов в условиях конденсации воды определяется на приборе Е. С. Чурщукова (рис.1). Прибор изготовлен из термостойкого стекла и предста­вляет собой двухстенную колбу, во внутренней части которой находится полая стеклянная площадка 4 для размещения стальной пластинки 3. Испытание проводят следующим образом.
Прибор предварительно промывают спирто-бензольной смесью, укрепляют в штативе и подключают к двум жидкостным термостатам. Термостаты включают в сеть и нагревают в них жидкость (воду), поступающую в полую площадку, до 30 °С, а жидкость, подающуюся в межстенное пространство, -до 60 °С. В нагретый прибор на стеклянную площадку помещают предварительно отшлифованную, протравленную ингибированной соляной кислотой и взвешенную стальную пластинку. Через воронку заливают в колбу 60 мл профильтрованного испытуемого бензина и в желобок 5 мл дистиллированной воды; закрывают прибор холодильником и продолжают нагрев. Через 4 ч обогрев отключают, вынимают пластинку, промывают ее спирто-бензольной смесью, протравливают ингибированной соляной кислотой и взвешивают.
Коррозионную активность топлива в условиях конденсации воды (Ка, г/м2) вычисляют по формуле:


Ка = ((m - m1) - h)/S

где
  • m и m1 -масса пластинки до и после испытания, г;
  • h - постоянная травления (убыль массы пластинки за счет травления ингибированной соляной кислотой), г;
  • S - площадь поверхности пластинки (без учета поверхности, прилегающей к сте­клянной площадке), м2.

Прибор Е. С. Чуршукова Прибор С. К. Кюрегяна и К. А. Демиденко

РИС. 1. Прибор Е. С. Чуршукова для определения коррозионной активности бензинов:
1-водяной холодильник;  2-желобок; 3-металлическая пластинка; 4-стеклянная площадка для пластинки.
РИС. 2. Прибор С. К. Кюрегяна и К. А. Демиденко для определения коррозионной активности в присутствии электролита:
/-обратный холодильник; 2-пробирка; 3-барботер; 4-пластинки; 5-распорные втулки.

 

Допускаемые расхождения между параллельными определениями не должны превышать 0,5 г/м2 при коррозионной активности до 5 г/м2 и 1,0 г/м2 при коррозионной активности выше 5 г/м2.
Для товарных и опытных образцов автомобильных бензинов ниже представлены результаты оценки коррозионной активности в условиях конденсации воды:

Бензин

Ка , г/м2

Бензин

Ка , г/м2

 

 

 

 

А-72

 

АИ-93, неэтилированный

 

образец 1

1. 2

образец 1

1, 7

образец 2

3, 9

образец 2

2, 6

А-76, неэтилированный

 

АИ-93, этилированный

 

образец 1

0, 7

образец 1

1, 9

образец 2

1. 0

образец 2

2, 6

А-76, этилированный

 

АИ-93, опытный с метил-

 

образец 1

3, 6

трет-бутидовым эфиром

1, 6

образец 2

6, 7

 

 

А-76, опытный с метил-

 

 

 

трет-бутиловым эфиром

0, 4

 

 


Считают, что бензин обладает удовлетворительными защитными свойствами и выдержал испытания, если его коррозионная активность в усло­виях конденсации воды не превышает 6,0 г/м2.
Коррозионная активность в присутствии электролита позволяет более дифференцированно оценить защитные свойства бензинов, обладающих малой коррозионной активностью в условиях конденсации воды, что очень важно при подборе и исследовании эффективности ингибиторов коррозии. Метод оценки разработан С. К. Кюрегяном и К А. Демвденко.
Испытание проводят на приборе, изображенном на рис. 2 Прибор состоит из широкой пробирки 2 с обратным 10-ти шариковым холодильни­ком 1 В пробирке размещается барботер 3, на который надеты стальные пластинки 4 Между пластинками устанавливают распорные втулки 5 из стекла или другого нейтрального к нефтепродуктам материала, которые удерживают пластинки под соответствующим углом на определенном расстоянии
В пробирку наливают 100 мл испытуемого топлива и 20 мл воды, содержащей 2 г морских солей Пробирку помещают в водяную баню (термостат), нагретую до 60 °С Во время испытания по барботеру 3 подают воздух со скоростью 3 л/ч. Продолжительность испытаний составляет 4 ч.
Подготовку стальных пластин и обработку их после испытания проводят аналогично подготовке и обработке пластин при определении коррозионной активности бензинов по ГОСТ 18597-73
Защитные свойства бензинов характеризуются потерей массы пластин на единицу площади за время испытания. Расчет проводят по формуле определения коррозионной активности согласно ГОСТ 18597-73 (нижняя поверхность пластин при расчете не учитывается)
Метод определения коррозионной активности в присутствии электролита применяют также для оценки эффективности защитных присадок (ингибиторов коррозии). Для сравнения используют эталонное топливо-смесь двух индивидуальных углеводородов. 80% эталонного изооктана (ГОСТ 5. 394-70) и 20% толуола (ГОСТ 5789-69), так называемая смесь ИТ.
Ниже представлены результаты оценки защитных свойств бензинов, базовых компонентов и присадок

Топливо

Потеря массы пластин,
г/м2 (Ст.3)

Бензин А-76, этилированный

7, 7

Бензин АИ-93, неэтилированный

10, 4

Бензин каталитического риформинга

9, 6

Бензин каталитического крекинга

10, 5

Алкилбензин

8, 3

Смесь ИТ

12, 7

Смесь ИТ+ 0, 005% присадки В-15/41

0, 9

Смесь ИТ+ 0, 005% присадки БМП

0, 6

 

 

Технологии производства высокооктановых бензинов
Rambler's Top100 Яндекс цитирования