Карта сайта
Присадки к бензинуРоссийский рынок - продажа нефтепродуктов

Сортность на богатой смеси

Сортность на богатой смеси - показатель детонационной стойкости авиационных бензинов и их компонентов при работе на богатой смеси - характеризует способность бензина обеспечивать существенное повышение мощности двигателя на взлетном и других форсированных режимах работы.
Сортность на богатой смеси определяют по ГОСТ 3338-68 на одноцилиндровой установке УИТ-65(85), оборудованной наддувом и аппаратурой, позволяющей измерять мощность двигателя, расход воздуха и, следовательно, состав рабочей смеси а. Двигатель установки-бескарбюраторный с непосредственным впрыском.
Режим работы двигателя следующий:

Частота вращения коленчатого вала, мин-1 1800±45
Угол опережения зажигания, °ПКВ до МВТ Постоянный, 45 ± 1
Угол подачи топлива, °ПКВ после МВТ 50 ± 5
Степень сжатия Постоянная, 7
Давление, МПа  
масла в картере 0,42 ± 0,03
воздуха перед измерительной шайбой 0,380 ± 0,003
топлива перед плунжерным насосом 0,1 ± 0,015
впрыска топлива 8,4 ± 0,7
Температура, °С  
охлаждающей жидкости 190 ± 3
масла в картере 74 ± 3
всасывающего воздуха 107 ± 3
воздуха в линии перед измерительной шайбой 52 ± 2

Методика испытания топлива заключается в снятии характеристики зависимости среднего индикаторного давления от состава смеси при переменном наддуве на легкой детонации в сравнении с такими же характеристиками, снятыми для эталонных топлив. В качестве эталонных топлив при определении сортности от 100 и выше применяют технический эталонный изооктан с добавкой тетраэтилсвинца в виде этиловой жидкости (по ГОСТ 988-65).
Сортность топлива на богатой смеси -есть характеристика, показывающая величину мощности двигателя (%) при работе на режиме легкой детонации на испытуемом топливе по сравнению с мощностью, полученной на эталонном изооктане, сортность которого принимается за 100 единиц. При проведении испытаний сравнивают не мощность двигателя на испытуемом и эталонном топливах, а среднее индикаторное давление (пропорциональное мощности) при отношении массы топлива к массе воздуха, равной 0,112 (а = 0,895). При этом значения сортности эталонных топлив при а = 0,895 берут из таблицы ГОСТ 3338-68.
Допускаемые расхождения при параллельных определениях сортности на богатой смеси на одной установке не более ±1 для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью до 145 и не более ±2 единицы с сортностью более 145 от среднего арифметического сравниваемых результатов. При определении на разных установках допускаемые расхождения результатов соответственно составляют ±2 и ±3 единицы сортности.
Сортность авиационных бензинов зависит от группового углеводородного состава бензинов. Она возрастает при увеличении содержания в бензине ароматических, нафтеновых и изопарафиновых углеводородов, что подтверждается приведенными ниже данными:

Углеводороды Октановое число (моторный метод без ТЭС) Сортность на богатой смеси с 0,96 мл/л ТЭС
Парафиновые углеводороды
н-Бутан 92 150
Изобутан 99 160
н-Пентан 62 2
Изопентан 90 142
н-Гексан 26 -100
2,2-Диметилбутан 93 152
н-Гептан 0 -200
Изооктан 100 150
Непредельные углеводороды
З-Метилбутен-1 170
Пентен-1 115
Циклогексен 73 100
Октен-2 55 -161
Нафтеновые углеводороды
Циклопентан 87 315
Метилциклопентан 80 200
Циклогексан 77 188
Метилциклогексан 72 20
Ароматические углеводороды
Бензол 106 220
Толуол 103 250
Изопропилбензол 100 250
н-Пропилбензол 99 330
Тетралин 65 215

Из приведенных данных также следует, что отсутствует зависимость между детонационной стойкостью и сортностью углеводородов разных классов.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования