Карта сайта
Присадки к бензинуРоссийский рынок - продажа нефтепродуктов

Производство битумов

Назначение – получение битумов различных сортов и марок. Для производства битумов применяются следующие способы:

  • Глубокая вакуумная перегонка (получаемый при этом продукт называется остаточным битумом);
  • Окисление нефтепродуктов воздухом при высокой температуре (с получением так называемых окисленных битумов
  • Компаундирование остаточных и окисленных битумов.

Ниже рассматривается процесс производства битумов окислением тяжелых нефтяных фракций.

Сырье и продукция. Сырьем являются остатки атмосферно-вакуумной перегонки нефти (гудроны), побочные продукты производства масел (асфальты и экстракты). Наилучшим сырьем считаются остатки высокосмолистых, малопарафинистых нефтей, наихудшим – остатки высокопарафинистых нефтей, поскольку при окислении этих продуктов образуется большое количество асфальтенов и карбенов, вследствие чего битум становится хрупким и неэластичным.

Продукцией являются:

  • дорожные битумы, применяемые в дорожном строительстве для приготовления асфальтобетонных смесей;
  • кровельные битумы, используемые при изготовлении кровельных покрытий и различных изделий;
  • строительные битумы, используемые при выполнении различных строительных работ, в частности, для гидроизоляции фундаментов зданий;
  • специальные битумы, используемые в различных отраслях промышленности.

Технологическая схема. Окисление остатков проводится как периодическим (в кубах), так и непрерывным (в трубчатых реакторах и окислительных колоннах) способом. Воздух подается с помощью компрессоров или вращающихся диспергаторов (при получении битумов бескомпрессорным методом на установках малой мощности).

Установка состоит из двух блоков – на первом получают строительные, на втором - дорожные вязкие битумы. Гудрон через печь П-1 поступает в емкость Е-1, а затем в смесителях М-1 и М-2 контактирует с воздухом и рециркулирующим окисленным продуктом и далее смесь направляется в трубчатые реакторы первого блока Р-1, Р-2. Продукты окисления из реакторов переходят в испаритель К-1, где происходит отделение газообразной фазы от жидкой. Газы (воздух, пары отгона, окислы углерода и серы) через холодильник Х-1 направляются в сепаратор К-3. Из К-3 выводятся несконденсировавшиеся газы окисления – на сжигание в печь П-3, отгон – через холодильник Х-5 с установки.

Окисленный продукт с низа испарителя К-1 частично возвращается в смесители М-1 и М-2 на рециркуляцию, а балансовый избыток откачивается в емкости Е-3 – Е-6. Из емкостей строительный битум поступает на розлив в крафт-мешки и автобитумовозы.

Дорожные битумы получают окислением асфальта деасфальтизации по схеме, аналогичной описанной выше (смесители М-3 и М-4 - реакторы Р-3 и Р-4 - испаритель К-2). Окисленный продукт из испарителя К-2 подается в смеситель М-5 на компаундирование с поверхностно-активными веществами и экстрактом селективной очистки масел, а затем попадает в емкости Е-7 – Е-14. Если на предприятии отсутствуют асфальты и экстракты (НПЗ топливного профиля), то дорожные битумы получают окислением гудрона.

Дорожные вязкие битумы разливаются из емкостей Е-7, Е-8 в железнодорожные цистерны, бункерные полувагоны и автобитумовозы. Для получения дорожных жидких битумов вязкие битумы в смесителе М-6 смешиваются с разжижителем – керосино-газойлевой фракцией.

Технологический режим:

Температура, °С:

 

Сырья на входе на установку       

100-120

Окисления в Р-1 – Р-4                       

260

Битума после Х-2, Х-3, Х-4                

170

Давление, кг/см2

 

Воздуха на входе в смесители            

9

Смеси на входе в Р-1 – Р-4                              

8

Расход воздуха, м3/ м3 продукта 

100-150

Отношение рециркулят: сырье      

6:1

Материальный баланс. Ниже приводится материальный баланс установки, производящей дорожные и строительные битумы окислением смешанного сырья:

Поступило

 

Гудрон

23,7

Асфальт деасфальтизации гудрона

39,7

Экстракт селективной очистки

32,9

Поверхностно-активные вещества

3,7

Всего

100,0

Получено

 

Битумы дорожные  

73,5

            В том числе:

 

            БНДп 200/300, БНДп 130/200

(15,0)

            БНДп  90/130

(15,0)

            БНДп 60/90

(28,5)

            БНДп 40/60   

(15,0)

Битумы строительные

22,4

            В том числе:

 

            БН-IV 

(11,2)

            БН-V  

(11,2)

Отгон 

1,3

Газы окисления

2,8

Всего

100,0

           

 

Технологии производства высокооктановых бензинов
Rambler's Top100 Яндекс цитирования